Блог про автомобили и все что с ними связано.

Плотность аккумулятора. Какая в электролите считается нормальной? Обязательно знать

Ребята у меня много статей про электролит в аккумуляторе. Например — почему он темнеет или сколько его внутри батареи в литрах. Но нет, ни одной статьи, которая рассказывает о его плотности, а именно о нормальном значении. А действительно, какое оно у заряженной и разряженной АКБ, от чего зависит и на что влияет. Если честно, то многие «матерые» водители знают эту информацию как «отче наш», однако с новичками все сложнее, многие вообще ни разу не заглядывали внутрь, не видели пластин, да и не представляют, из чего состоит электрохимическая жидкость. Будем это исправлять …

плотность, аккумулятор, АКБ, нормальная, какая


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Для того чтобы понять зачем нужен электролит, а тем более его плотность и что это такое вообще, стоит вспомнить строение стандартной свинцово-кислотной батареи:

  • Это обычный пластиковый корпус (разбитый на шесть отсеков или банок), который не может вступать в реакцию с кислотой
  • В каждую из банок загружены пакеты пластин, плюсовые и минусовые. Они не пересекаются друг с другом, а между ними проложены диэлектрики, обычно это пластиковые изоляторы. Каждая банка генерирует 2,1В
  • Банки подключены последовательно чтобы дать 12,6В в заряженном состоянии.
  • Сверху все это дело закрывается пластиковой крышкой, и выводятся два основных контакта, это плюс и минус.

строение АКБ

А вот теперь мы и подошли к самому интересному, чтобы происходила реакция между плюсовыми и минусовыми пластинами, чтобы накапливался заряд, как раз и нужна электрохимическая жидкость или попросту электролит, причем с определенной плотностью.

Что такое электролит?

Как я уже написал сверху это жидкость, которая состоит из специальных компонентов. Собственно их всего два – это серная кислота и дистиллированная вода. Размещены они примерно в сочетании один к двум. То есть одна массовая доля кислоты и две доли воды (если взять процентное соотношение — то 35% на 65%). Именно такое соотношение заставляет пластины (плюс и минус) накапливать заряд.

электролит

Но что такое плотность?

Все просто – плотность это и есть соотношение кислоты и воды, если его замерить специальным прибором (ареометром) он покажет такое значение (35/65%). Значит, соотношение правильное и не требуется корректировка. То есть не нужно добавлять ни воды, ни кислоты.

Но в процентах оно практически не указывается, а измеряется граммами на сантиметр в кубе (г/см3), это говорит нам о концентрации кислоты (граммов) в одном кубическом сантиметре электролита.

Какая плотность считается нормальной?

Если смотреть посмотреть показание ареометра, то они должны быть 1,27 – 1,29 г/см3. Это говорит нам о том, что серная кислота находится в достаточной концентрации, то есть она растворена в воде, а не осела в виде сульфатов на пластинах.

нормальная концентрация

Однако такая плотность считается нормальной в средней полосе России. То есть выдерживает температуры до минус 40 градусов Цельсия. Если вы используете автомобиль ближе к северу, то плотность можно немного увеличить. Ведь если она будет не достаточной, то батарея просто может замерзнуть. Так для – 40 градусов, лучше иметь электролит в концентрации 1,30 -1,35 г/см3.

Также стоит помнить, что плотность очень сильно «прыгает» в зависимости от заряда и разряда аккумулятора. Почему да все просто.

Почему плотность меняется при разрядах и зарядах?

При заряде батарея начинает поглощать дистиллированную воду из электролита, поэтому концентрация начинает расти. Разрушаются так называемые «соли серной кислоты», которые оседают на пластинах.

У полностью заряженной батареи она составляет 1,27 – 1,29 г/см3! После того как зарядка окончена, то идет разряд (допустим на пуски и прочие потребители), плотность может упасть до 1,18 г/см3 – это уже разряженный АКБ.

откручиваем пробки

Именно при разрядах из батареи поглощается серная кислота, она оседает на пластинах в виде сульфатов. Если батарею сильно разрядить или долго не заряжать, то пластины (этими сульфатами) просто «запечатываются», становятся очень жесткими – не способными разрушится при зарядке, именно этот процесс и называется сульфатацией. Он очень опасен, большинство АКБ «умирают», не от того что осыпались пластины и электролит стал мутный и черный, а именно из-за того что емкость упала, пластины в сульфатах.

черный электролит

Поэтому если у вас плотность ниже чем 1,27 г/см3, это говорит что АКБ разряжен. А если она 1,15 — 1,18 – это практически глубокий разряд. Нужно срочно заряжать батарею, иначе сульфатация. Вот кстати небольшое видео об этом.

А что если сильно повысить плотность?

Многие в качестве эксперимента, захотят повысить плотность намного выше, чем нормальный показатель. Либо вообще залить просто одну кислоту! Сделать это можно по разным причинам, например чтобы не замерзала при критических температурах. Но ребята, делать этого не нужно, это также может убить ваш АКБ.

повысить плотность

Почему?

Да потому что серная кислота это очень сильный растворитель — если зальете ее концентрированную, то она разъест ваши металлические пластины, вот и все! Она запросто разъедает твердые металлы, такие как сталь, а уж о свинце и говорить нечего!

Максимальная концентрация, которая возможна, примерно — 1,35 г/см3! Дальше уже не рекомендуется, потому что кислота начинает «подъедать» пластины.

Чем еще опасна низкая концентрация?

Я немного рассказал сверху, что низкая концентрация электролита говорит нам о разряде, и она ведет к сульфатации пластин. Это очень плохо!

Еще одним минусом низкого значения, является низкой порог замерзания. Попросту ваш аккумулятор может замерзнуть, а это еще хуже. Ведь значение в 1,17 г/см3, имеет порог замерзания примерно -5, — 10 градусов Цельсия, а если «завернет» – 20! Что не редкость? Лед сломает пластины, да и корпус. После замерзания восстановить АКБ, очень сложно. Это практически 100% выход из строя АКБ.

Сейчас небольшое, но полезное видео, смотрим.

Собственно на этом буду заканчивать, думаю, моя статья была вам полезна. Читайте наш АВТОБЛОГ.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (31 голосов, средний: 4,39 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии

  • 25.01.2021
    николай
    аккумулятор может работать на 100% при плотности электролита 1.20
  • 10.10.2020
    Леонид
    Существует более простой и эффективный способ десульфатации. Апериодический заряд. Суть в том,что 2/3 периода происходит заряд нормальным зарядным током,а 1/3 периода - разряд током равным 1/10 тока заряда. Существуют фабричные зарядные устройства апериодического заряда, элементарно сделать самому из обычного зарядного, подсоединив к клемам зарядного резистор, через кот. будет происходить разряд.
  • 29.01.2020
    Матвей
    Могу подтвердить. автор очень профессионально раскрыл тему. Я имею большой опыт по восстановлению "убитых" аккумуляторов и их эксплуатации и, то, что я знаю, полностью совпадает с тем, что осветил автор статьи. Мой совет всем, при эксплуатации аккумуляторов обязательна аккуратность. внимательность и настойчивость - всё это очень поможет. Да и терпение не помешает, спешка нужна только при ловле блох. Иногда приходится реанимировать аккумулятор до месяца и более, но результат компенсирует всё! Полностью "убитые" аккумуляторы, могут работать и далее годами, ничуть не хуже новых.
  • 15.12.2018
    Денис
    Поднятие плотности путеб добавления в аккумулятор более концентрированного электролита, на степень заряда не повлияет. Если аккумулятор эксплуатировался без нареканий (утечек электролита, не переворачивался) но плотность упала, это свидетельствует о том что АКБ разрядился, в таком случае правильнее всего поднимать плотность путем заряда. Если АКБ разряжена, а плотность нормальная, то скорее всего упал уровень электролита (выкипела вода), надо добавлять только дисциплинированную воду для пополнения электролита до требуемого уровня. У исправного АКБ плотность во всех банках одинакова, и при заряде поднимается плотность так же во всех банках одинаково. Ну и насколько я знаю, так же ёмкость АКБ можно проверить нагрузочной вилкой.
  • 03.12.2018
    Никита
    Здравия! Поднять плотность электролита и зарядить аккум - это одно и то же? P.S. кАроче)) я же не заряжаю аккум,когда добавляю в 1,25кг/см электролит 1,27кг/см? я поднимаю плотность,правильно? но заряд, например, при плотности 1,27кг/см может быть низким 11В? ИЛИ ЧЁ?) Объясните пожалуйста,я не вкуриваю....
  • 23.11.2018
    Вячеслав
    Моему аккуму родному(фф1)уже 17 лет,р-р менял 2 года назад,только сейчас начал умирать...,у дядьки на вектре стоял с завода варта ,после 11лет( до 2010) эксплуатации на всякий случай заменил ,варту поставил на минитрактор и только в прошлом году его выкинул
  • 24.05.2018
    Дмитрий
    Доброго времени суток. Пытаюсь поднять из мертвых свой аккум после долгого простоя с глубоким разрядом было около 2V из 12V. Коллега посоветовал слить старую жидкость с банок и залить электролит 1,30. После этого поставили на ночь на зарядку, напряжение было под нагрузочной вилкой уже около 6V, Но плотность в 3 банках была около 1.28-1.30, в других около 1.20. После нескольких недель подзарядок напряжение поднялось до 9V под нагрузкой Плотность во всех банках стала 1.28-1.30. Но емкости нету, автомобиль просто не запустить. Буду рад, если ответите. Аккум не основной, эксперименты)
  • 07.05.2018
    Артём
    Здравствуйте, такой вопрос, влияет ли простность допустим у меня сейчас 1,25 если сделать 1,27 влияет ли это на продление заряда аккумулятора. Допустим, у меня лодочный электромотор, я поднял плотность, будет ли он дольше держать заряд без подзарядки?
  • 27.01.2018
    Ирина
    Спасибо! А то купили автомагазине ареометр, а все на иностранном языке

ДРУЗЬЯ! У меня есть еще и канал на        YOUTUBE, там куча полезного!

СОВЕТУЮ вам перейти и посмотреть  

             НЕДОРОГОЙ ВИДЕОРЕГИСТРАТОР

        ЕСТЬ ВСЕ WI-FI, ЗАДНЯЯ КАМЕРА И HDR