Блог про автомобили и все что с ними связано.

Что значит ATF в АКПП. Какая расшифровка. Говорим про масло

Я уже немного затрагивал аббревиатуру «ATF» в статье про выбор масла в автомате. Но сегодня хочу рассказать про нее подробнее. Разберем все аспекты значения, расшифровки, почему категорически отличается от жидкостей в механической трансмиссии, как работает. Действительно вопросов очень много, даже есть такой банальный – это жидкость или все же масло? Давайте разбираться …

Что значит ATF в АКПП


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Начну, пожалуй с определения.

ATF (Automatic Transmission Fluid) – расшифровывается как жидкость для автоматической трансмиссии (автомата). Применяется только в «гидротрансформаторных» автоматах, также в некоторых вариаторах, в роботах практически не применяется. Служит для смазывания внутренних узлов, а также передачи крутящего момента от двигателя — через трансмиссию — колесам.

НА некоторых форумах читал — что называют «кровью» автомата, ведь жидкость реально красного цвета.

Масло – не масло?

Давайте, начнем с самого легкого вопроса, а что же это такое масло или совсем не масло? Ребят это жидкое трансмиссионное масло, оно намного жиже, чем скажем у механических трансмиссий. Сказано это многими особенностями здесь крутящий момент передается при помощи гидротрансформатора, а как мы уже разбирали нужно высокое давление — текучего масла. Из-за высокой текучести и принято называть жидкостью.

трансмиссионная жидкость

Для примера трансмиссионные масла для механики имеют допуски в вязкости и делятся на зимние, летние и универсальные. Зачастую можно увидеть такие цифры как SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д., выбирайте для своих погодных условий, однако большинство сейчас пользуются универсальными.

ATF HONDA

На автоматах таких допусков и в помине нет! Вязкость по SAE в этих жидкостях не применяется, они всегда в любую погоду должны оставаться текучими, также они должны выдерживать намного большие температуры, чем «механические» собратья. К ATF жидкостям относят, куда большие нагрузки, проявляется это – в смазке, защите узлов от загрязнения и окисления (ржавчины), также от перегрева.

Так механика может разогреться до 60 градусов Цельсия при работе.

А вот автомат нередко работает с температурами 90 – 110 градусов. Например, автоматы Chevrolet могут разогреваться до 120 градусов.

Поэтому на автоматы и устанавливают радиаторы охлаждения, чтобы масло не пригорало при высоких температурах. Так что это масло, но оно не такое как два других, трансмиссионное механическое и моторное.

Почему яркого красного цвета?

Как мы уже разобрали сверху, ATF масла не похожи ни на один из других видов смазки. А поэтому ее нельзя больше никуда заливать, если перепутаете могут быть серьезные поломки. Также и наоборот – если залить обычную «механическую трансмиссионку» в автомат. То это практически мгновенная «смерть». А такие случаи бывали, зачастую наливали моторное масло и уже через несколько километров АКПП вставала.

красный цвет

Чтобы избежать таких казусов, было принято окрасить ATF в красный цвет – то есть это ничто иное как просто — различие, ничего больше. Ну подумайте сами, красную жидкость вы никогда не зальете в двигатель, хотя всякое бывает …

Как работает ATF жидкость?

Я уже затронул сверху несколько аспектов работы, а сейчас хотел бы подробно поговорить, как она работает.

Температура

Усредненная рабочая температура жидкости около 80 – 95 градусов Цельсия, хотя в отдельные моменты, например в пробках летом, она может разогреваться до 150 градусов. Но почему? Все просто – у автомата нет жесткой передачи момента от двигателя – колесам. Поэтому иногда двигатель дает повышенную мощность, которая не нужна колесам для преодоления дорожного сопротивления — избыток энергии, должен поглотиться маслом и израсходоваться на трение, отсюда в пробках нагрев просто огромный.

Вспенивание и коррозия

Большие массы масла, которые ходят под огромным давлением создают благоприятную среду для вспенивания ATF жидкости. А в свою очередь этот процесс приводит к окислению самого масла, да и металлических частей. Поэтому жидкость должна иметь нужные присадки, чтобы минимизировать эти процессы. Причем присадки подбираются каждый раз различные, нет одинаковых ATF масел. Все потому что внутреннее строение АКПП везде различно, в одних устройствах больше металла, в других есть металл – металлокерамика, в третьих сталь – бронза, это должно быть учтено.

Ресурс жидкости

Как вы понимаете эта жидкость, по сути уникальна, она работает в очень неблагоприятных условиях, однако даже при таких температурах она может работать долгие тысячи километров. Ее ресурс примерно 50 – 70 000 километров. Однако не стоит забывать, что она не вечна, и уже после 70000 километров ее свойства теряются, замена обязательна.

разные цвета

Испарение

Не многие знают, но ATF масла могут улетучиваться, поэтому некоторые производители устанавливают щупы (для измерения уровня) на своих автоматах. Уровень может падать, вследствие выноса паров через систему вентиляции полостей АКПП, простыми словами через «сапун». Поэтому важно следить за уровнем, это своего рода обязательная практика.

Почему «ATF» стоит так дорого

А действительно, почему литр может доходить до цены в 700 – 800 рублей, а в автомат зачастую нужно около 8 – 10 литров? Но как вы поняли сверху, это самая технологичная жидкость, причем она с каждым годом эволюционирует.

стоит дорого

Она намного совершеннее, чем моторное масло, и уж тем более чем обычное трансмиссионное, отсюда такие цены. Однако опять же повторюсь, работает она в агрессивной среде и достаточно долгий промежуток времени, 60 – 70000 километров.

Вот такое вот оно ATF масло, думаю, статья вам понравилась. Читайте наш АВТОБЛОГ, подписываетесь на обновления.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (11 голосов, средний: 4,27 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии

  • 14.06.2019
    Дмитрий
    Подскажите пожалуйста. Корoбка Jatco 414 e. Планирую заменить жидкость, но немогу определиться с выбором. Толи залить по рекомендации завода изготовителя дорогущий оригинал nissan matic s или аналоги типа LIQUI MOLY Top Tec ATF 1800, IDEMITSU ATF и т.д. По допускам они приблизительно похожи. Принципиально лить оригинал?. Во многих сервисах спрашивал у всех разные мнения.
  • 03.04.2017
    Avto-blogger
    Самир, почитайте вот эту статью - http://avto-blogger.ru/podav/gudit-gidrousilitel-gur-pri-povorote-rulya.html
  • 01.04.2017
    Самир
    Добрый вечер Спасибо Вам за полезную информацию, теперь поменяю наконец масло трансмиссии. А то один спец сказал не меняй,другой говорит поменяй почти в измене уже, не могу решиться. Но прочитал Вас и решил поменяю. Да кстати не подскажете у меня проблема с ГУР на Фиат Фримонт. Сначала услышал визг при запуске двигателя, затем визг исчез но пошла резиновая вонь и дым из под капота. Открыв капот увидел дым со стороны ГУР, слева почти над фарой. Почитал Ваши статьи и решил проверю жидкость ГУР. А можно ли ATF заливать в расширительный бачок ГУР? Обязательно сменить все масло или можно долить если его мало? Заранее благодарю
  • 09.09.2016
    Avto-blogger
    Vortexian, очень интересно! :) Думаю многим велосипедистам эта информация будет полезна. Спасибо вам за наблюдение.
  • 09.09.2016
    Vortexian
    Что интересно, эта же жидкость является отличным выбором для прокачки дисковых велосипедных тормозов, изначально рассчитанных на работу на минеральном масле. Обычно штатные масла идут с вязкостью 2,5W40-4W40, содержат только противовспенивающие присадки и имеют температуру закипания на 5-10 градусов больше, чем у сухого DOT4). С одной стороны, ATF отлично уживается с прокладками, рассчитанными на применение минерального масла; температура закипания обычно также составляет около 230-240 градусов. Но главный плюс (во всяком случае, для зимних велосипедистов)- это стабильная работа при отрицательных температурах - родные масла, имеющие достаточно примитивный состав (что никак не сказывается на ценах) очень быстро густеют, например на Shimano с родным маслом тормоза начинают заклинивать в зажатом положении примерно при -15-17 градусах - поршни в суппортах просто не расходятся. На ATF до -27 езжу на ура. Летом - никаких отличий от родного масла. Ну и с ценами - 100 мл родного масла Shimano или Magura усилиями маркетологов и учитывая малый спрос стоят примерно 1200р и 900р соответственно. За эти деньги можно купить литр ATF.
  • 11.05.2016
    Avto-blogger
    Рамазан, спасибо за ваши слова! :)
  • 10.05.2016
    Рамазан
    Автор молодец, читаю статьи все очень доходчиво. Красава!
  • 28.04.2016
    Avto-blogger
    Mc.Sim ДА знаю что бывают и желтый и зеленый. Но обычно в 90% красного цвета.
  • 27.04.2016
    Mc.Sim
    Спасибо за материалы! Не смотря на то, что все стремятся покарсить в краный цвет, Ликви моли ATF 1800 имеет желтый цвет ) Я когда начал лить аж испугался... Но потом меня успокоили. Вот такая особенность.