Что же в предыдущей статье – про снятие АКБ с машины, я краем затронул тему саморазряда аккумулятора. Но тема как мне кажется интересная и ее стоит осветить. Действительно если снять батарею с машины и хранить ее дома либо в гараже, сколько она останется заряженной? И какой срок считается нормой. Также АКБ стоят на полках перед покупкой, сколько по времени он там может находиться. Давайте разбираться …

Саморазряд автомобильного аккумулятора


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Для начала небольшое определение

Саморазряд аккумулятора – это процесс разряда АКБ, в котором отсутствует какая-либо нагрузка (то есть сняты — выключены все клеммы и потребители) то есть он бездействует. Также должны быть убраны и все клеммы, то есть АКБ должен находиться не в отсеке автомобиля, а дома или в специальном хранилище.

Типы хранения аккумуляторов

Вообще используют два основных вида хранения, это сухой и мокрый (или заправленный).

  • «Сухой» – применяется у обслуживаемых аккумуляторов, это когда батарею не заливают электролитом, а просто хранят что говорится «сухую». В СССР, как считалось, так продлевали ресурс неиспользуемым батареям. В этом есть доля правды, свинец окисляется но очень медленно и срок хранения может вырасти до нескольких лет.
  • «Мокрая» или заправленная. В основном применяется на необслуживаемых АКБ. Это когда аккумулятор заливается электролитом, заряжается, «запаковывается» и отправляется на склад или магазин, здесь нет прямого доступа до электрохимической жидкости, однако и испарится она не может. Хранить такой аккумулятор сложнее. Во-первых, если долго не использовать уже заряженную батарею, то возможно оседание серной кислоты в электролите. Во-вторых, проникновение кислоты к свинцовым решеткам через трещины активной массы. В-третьих, при неправильном хранении, возможна сульфатация пластин. В-четвертых, присутствие примесей в пластинах и химически активном веществе.

Необслуживаемая батарея

ТО есть хранить сухую батарею, реально было легче, да возможно окисление пластин (от воздуха и влажности), но эти процессы происходят намного медленнее, чем процессы в заправленных вариантах. Банально за ней нужно следить подзаряжать ее, иначе опять все та же пресловутая сульфатация пластин и вы выкинете новый АКБ, который не правильно хранился. Поэтому дата производства это действительно важно!

Типы саморазрядов АКБ

Саморазряды бывают как спровоцированные, так и естественные, давайте разберем по типам:

  • Спровоцированный – это не совсем саморазряд, это скорее утечка тока из-за неисправных источников, например у вас много гаджетов которые даже в простое высасывают аккумулятор.
  • Эксплуатационный – это когда у вас на поверхности батареи собирается очень много пыли, которая пропитывается влагой или антифризами и представляет из себя мини мостик между электродами. Это и служит причиной саморазряда, токи утечки минимальны, но при длительном простое автомобиля, они делают свое дело.

грязь между клеммами

  • Электролитный – все дело в том, что при эксплуатации АКБ внизу банок оседает частички активной массы, которая осыпается с пластин (это нормально, потому что пластины изнашиваются). Так вот при длительной стоянке эта масса может как бы замыкать пластины, что так провоцирует саморазряд.
  • Естественный – это возникает тогда когда АКБ очень долго стоит. Происходит взаимодействие химически активных составляющих, как между собой, так и с окружающей средой. Из-за этого происходит медленная деградация, и они теряют активность.

естественный

Так или иначе, саморазряд будет присутствовать, даже если у вас батарея храниться почти в идеальных условиях.

Для того чтобы ее поддерживать в рабочем режиме, нужно изредка проверять напряжение (оно должно быть в нормальной зоне). Если напряжение проседает то АКБ желательно подзарядить, пусть это требуется не часто (1 раз в месяц — два), однако делать это нужно!

Представим, что наша батарея храниться дома в идеальных условиях (сейчас их перечислять не буду, напишу про это отдельную статью), так сколько она может разражаться естественным способом?

Норма саморазряда

НУ что же какой саморазряд считается нормой? Знаете тут много не однозначных мнений, я также изучал эту тему и вот что получается. Собственно саморазряд новой и подержанной батареи будет различаться.

Если батарея храниться при температуре +15, +20 градусов Цельсия, в сухом помещении (защищенном от избыточной влажности), сверху между электродами сухая поверхность нет ни пыли, ни грязи, батарея изначально полностью заряжена.

Для нового АКБ. Нормальной потерей заряда (саморазрядом) – будет считаться от 0,5 до 1% емкости. Таким образом, примерно через 50 – 60 дней наступит глубокий разряд. А вот через 100 — 140 дней заряд полностью исчезнет! Что очень плохо для аккумулятора.

разрядился до нуля

Для подержанного АКБ. Норма саморазряда будет считаться – 1 – 1,7%, все зависит от возраста и эксплуатационных характеристик. Бывало такое, что за ночь «потрепанная жизнью» батарея теряла и по 3 – 4%.

Мораль здесь одна – если храните свою батарею дома или в гараже, то нужно раз в месяц замерять напряжение, ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО! В случае необходимости стоит ее подзарядить, иначе можно довести дело до глубокого разряда.

Вот такая вот, надеюсь полезная информация. Читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.