Блог про автомобили и все что с ними связано.

Датчик (счетчик) старения масла в вариаторе. Что это такое и нужно ли его обнулять

В статье про вариатор (также известный как – «CVT»), я не упомянул про так называемый счетчик (многие называют датчик) старения масла. Сделал я это преднамеренно, потому как это тема для отдельной статьи  и видео. Очень много мифов ходит вокруг этой «штуковины», во-первых — где она находится, во-вторых — для чего она нужна, в-третьих — стоит ли ее сбрасывать (или как многие называют обнулять) при замене смазки и фильтров. Если почитать форумы, задать вопрос официальному дилеру, а также почитать инструкции к эксплуатации – мнения у всех расходятся. Есть и правильное, на мой взгляд, про это пойдет разговор ниже (будет и видео версия). НУ что же давайте закроем эту тему раз и навсегда …

Датчик старения масла


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Как я уже говорил я сталкивался с вариаторной трансмиссией, причем сталкивался и с надобностью обнуления датчика. Однако в старых CVT скажем 2000 годов, такого понятия вообще не существовало, а первых раз оно начинает появляться только в 2006 – 2008 годах. Так что же это такое и зачем нужно

Определение

Счетчик (датчик) старения масла – это специальный алгоритм, который учитывает нагрузки на трансмиссию и служит для считывания с нее эксплуатационных данных, нужных при замене смазки и расходных материалов, а также для диагностики. Как правило, никаких действий по повышению или понижению давления внутри он не принимает.

алгоритм

Простыми словами нужен он только для того чтобы знать в каких режимах эксплуатации работал ваш вариатор. Если они были жесткими, тогда жидкость внутри стоит менять намного чаще.

Миф первый – где находится?

Зачастую многие и не знают — где находится этот чудо-прибор! Нет, я сейчас не говорю про все машины сразу (возможно у кого-то его все же поставили), также не говорю про китайские чудо-аппараты, которые можно купить на «АЛИ» и подключить к ЭБУ или разъему OBD2. Я сейчас про массовый сегмент.

его просто нет

Так вот зачастую вы просто не найдете этот счетчик, потому как его просто НЕТ! Подсчет ведется средствами ЭБУ и по информации многих датчиков

То есть простыми словами, физически его нет и вы не найдете его установленным в какую-либо часть коробки. Информация накапливается внутри электронного блока управления, записывается опираясь на многие параметры — такие как реальное время работы, вращения валов, температура, пробег, скорость и т.д. Работает специальный алгоритм, который присваивает баллы, считав которые вы можете сделать определенный вывод в эксплуатации этой трансмиссии.

Миф второй – регулирует давление при большом пробеге

Высказывалось и такое мнение, что при определенном большом пробеге, когда смазка внутри уже начинает терять свои свойства, этот датчик начинает регулировать давление (повышая или понижая) для лучшей работы всей трансмиссии в целом.

Скорее всего, это также миф! Почему? Да все очень просто, есть два моих возражения разбивают эту теорию:

  • Потеря вязкости масла от старения. Я сейчас не буду перебирать все смазки, которые нужно лить в CVT, но постараюсь провести аналогию с моторным маслом. Вспоминается такой показатель как — Сантистокс (cCт или cSt) это и есть текучесть масла сквозь калиброванное отверстие в воронке (куб.см. в секунду). Для примера возьмем моторное 5-30, при рабочей температуре в нормальных значениях (не экстремальных) он равен 11-14 сСт. Как видите, по SAE указан именно диапазон (а не точное число), то есть при рабочих нагрузках он не должен превышать 14 единиц. К чему я это веду — параметры должны сохраняться во весь срок эксплуатации (от замены до замены) и не нуждаются в дополнительной корректировке. В свою очередь производитель учитывает «деградацию» масел и в парах трения закладывает зазоры, которые работают в допустимых диапазонах! И это в двигателе! Если провести аналогию с вариатором все тоже самое, вам просто нужно заменить в определенный пробег жидкость и характеристики восстановятся! ТО ЕСТЬ ПО ПРОБЕГУ, А НЕ ПО ДАВЛЕНИЮ!

Масло

  • В качестве бреда допускаем, что вариатор очень точная коробка передач. И что он требует очень высокой точности в параметрах рабочей жидкости и действительно регулирует давление по счетчику старения. ТОГДА – такое устройство стояло бы просто как самолет (а у нас обычный серийный авто). Хорошо давайте прикинем, опять же берем пример с двигателя. Его синтетическая смазка при «нуле» градусов и при «ста» отличается в разы 0 – 6452 сСт, а при 100 – 12,1 сСт, то есть разница около 530 раз! Если допустить теорию с регулировкой давления по датчику (по руководству ЭБУ), то насос будет ловить 3 – 4 сСт! А от нашего огромного значения это просто сотые или даже тысячные доли процента от номинала. Таким заниматься никто не будет, да и расширение металлов позволяет.

точность вариатора

В итоге миф про давление – разбивается о скалы реальности. Как вы понимаете, эти данные нужны только для общей информации о вариаторе, о его нагрузках (как и где он эксплуатировался), необходимости замены жидкости внутри.

В каких единицах считает датчик?

Многие пишут что — в километрах, другие говорят — что в часах, третьих – в баллах! Где правда? Я склоняюсь верить что в баллах, причем такая информация проскальзывает во многих мануалах по эксплуатации и ремонту.

Идея очень простая и гениальная в тоже время. «Баллы» они же «условные единицы» работы. Например вам производитель рекомендует менять при 60 000 баллов или у.е

Баллы накапливаются от времени работы (каждая минута – 1балл или 1у.е.), но они корректируются от температуры внутри.

Например, температура:

  • До 90 градусов – 1 балл
  • От 100 до 109 – 2балла
  • От 110 до 119 — 4б.
  • От 120 до 129 — 6б.
  • От 130 до 139 — 8б.

Таким образом — при буксовании в грязи или снегу, при больших пробках летом, таскании машин и прицепов сзади, резких стартов с перегревами, и прочих насильственных действиях вы быстрее набираете — «условные единицы» и ваше масло нужно быстрее менять.

ТО ЕСТЬ 60000у.е – не всегда может быть 60 000км особенно в условиях больших городов с огромными пробками

Думаю никому не нужно объяснять в необходимости замены жидкости внутри вариатора? Чем чаще будет замена (производитель рекомендует в 60000 – меняем в 50000) чем дольше будет ходить ваша трансмиссия

Нужно но ли обнулять счетчик?

КОНЕЧНО НУЖНО, причем при каждой замене. Например, для НИССАНОВ в электронном сервисном мануале так и написано — Delete CVT fluid deterioration date with CONSULT-III after changing CVT fluid.

Про сброс

То есть – «Удаляем значения о деградации CVT жидкости при каждой ее замене»

Сбросили

Как я считаю нужно это по нескольким пунктам:

  • Вы будете видеть, в каких условиях работает ваша коробка
  • Полный контроль над интервалами замены
  • Если будете руководствоваться этими цифрами – ОДНОЗНАЧНО продлит срок службы вариатора
  • При продаже можете показать новому хозяину — что и где делалось и сколько уже «натикало»! Такое углубленное погружение в проблему однозначно найдет отклик

Сейчас видео версия смотрим

НА этом заканчиваю. Если подвести итог – счетчик старения (деградации) масла устройство нужное, особенно с ростом больших городов и пробок в них. ОН НЕ РЕГУЛИРУЕТ ДАВЛЕНИЕ ВНТУРИ, но носит нужную и очень ценную информацию, используя которую ваш CVT прослужит намного дольше. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (4 голосов, средний: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии

  • 05.09.2019
    Сергей
    Счетчик деградации масла cvt штука условная но очень нужная! Придумана исключительно для того чтобы вы могли понять в каком режиме эксплуатировали авто! То есть, если вы от 0 км (на одометре нового авто) до 50 000 км проехали, и ваш счетчик деградации масла показывает значение 5000 (к примеру) то это означает лишь что варик работал в правильном режиме, без перегрева и экстремальных нагрузок. При таких показаниях соотношение пробега 50 000 к соотношению баллов деградации масла составляет 10%, что в свою очередь свидетельствует об идеальных условиях эксплуатации! Но это не означает что масло не надо менять! Идеальная замена жижи cvt 45 000 км. Обнулять счетчик нужно после каждой замены жиди cvt, но при этом нужно запоминать пробег одометра на момент сброса чтобы в следующий раз так же проверить как работает варик. Опять же, если пробег авто 45 000 км а счетчик деградации показывает 45 000 (условно, для примера) то варик испытывал экстремальные перегрузки, на нем жарили по полной, такую машину лучше не покупать!
  • 23.06.2019
    Алексей
    У меня на ниссан рог за 40000пробега 100 балов по ходу можно еще и поездить .но лудше поменяю
  • 12.02.2019
    Александр
    Программа cvt z50 сама пишет, что баллы начисляются только за экстренное время работы вариатора, тоесть при перегреве более 90 град. В моём кашкае после замены масла и сброса счётчика, за следующие 40000 км было начислено всего260 баллов. Поэтому о каких тысячах идет речь, не очень понял.
  • 25.09.2017
    Ariel
    Зравствуйте. Я хотел унать, относится ли эта статья и к Suzuki S-Cross 2015 (SX4 NEW). Насколько мне известно, там коробка CVT Jatco JF016E Или JF015E. Это комбинация CVT и 2 гидравлических передач. (К сожалению, в моей стране, компания не желает заменять масло CVT на том основании, что "масло должно использоваться на протяжении всего периода эксплуатации и заменa приведет к проблемам"...) Спасибо за ответ!
  • 18.07.2017
    Сергей
    Здравствуйте!!! У меня такой вопрос какой программой можно посмотреть износ ATF(или балы износа) на вариаторе от Ауди?спасибо