Блог про автомобили и все что с ними связано.

Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и США

Очень часто ко мне приходят вопросы — про себестоимость бензина, а сейчас (видно из-за кризиса) такие вопросы намного увеличились. Народу интересно, а сколько реально стоит произвести 1 литр топлива, скажем АИ – 92? Так ли это сложно как кажется и откуда берется такая большая стоимость бензина в стране? Лично я очень долго изучал этот вопрос, на который сегодня постараюсь вам ответить простыми, что говорится, словами …

Себестоимость бензина


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Как мы с вами уже знаем — бензин производится из нефти, способов всего два: метод прямой перегонки и более совершенный метод крекинга (термического или каталитического). Но для того чтобы получить нефть нужно для начала найти месторождение, произвести геологические изыскания и только после этого начинать бурить. После этого нефть нужно доставить на перерабатывающее предприятие, которое уже изготовит бензин (доведет до нужных стандартов), после чего его транспортируют на сеть АЗС. После этого заправочная станция в комфортных для вас условиях продаст вам литр топлива, за который вы собственно и платите! Компания, которая произвела и продала вам топливо, должна заплатить акцизы и налоги в государственный бюджет. Именно из всей этой совокупности и складывается цена 1 литра топлива.

Если вывести цепочку то она получается примерно: — себестоимость добычи (разведки) + затраты на транспортировку + затраты на переработку + расходы на розницу + налог на прибыль + Акциз + НДС + НДПИ + совокупная прибыль (производителя и переработчика) = стоимость 1 литра.

С одной стороны кажется — что все сложно, цепочка большая! Но с другой стороны самое сложное это добыть нефть, а уже дальше это дело техники – переработка и доставка до потребителя, ну и конечно налоги – налоги! А куда же без них. Сегодня я хочу остановиться подробнее на каждом пункте, по его значимости в цепочки, в конце будет расклад в процентном соотношении.

Сразу хочется оговориться ребята — я пользовался информацией с государственных сайтов, а также с крупных масс-медиа (например «ВЗГЛЯД», «Московский Комсомолец» и т.д.). Также хочется отметить, что данные взяты за промежуток с 2012 по 2015 года, на 2016 год пока данных не нашел. Но думаю, мало что изменится. НУ что поехали.

Себестоимость добычи разведки нефти

Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.

Добыча нефти

Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.

Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

  • Обычные автоцистерны

автоцистерна

  • Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
  • Поезда железнодорожные цистерны.

Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

нефтепровод

Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

Переработка на НПЗ

Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • Прочие химические объекты

Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой  промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

НПЗ

Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».

Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.

Расходы на розницу

Это, как вы наверное догадались – сеть заправочных станций по стране. Что стоит тоже не дешево! Ведь нужно найти место (а в больших городах это сложно), построить саму станцию, подвести дороги, нанять персонал (платить зарплаты и социальные выплаты), да и конце концов содержать станции. Все это также сложно и вроде бы должно стоить дорого!

Расходы на розницу

Однако это всего лишь – 11% от конечной себестоимости бензина.

Теперь самое интересное — а именно налоги!

Совокупная прибыль

Это то, что можно распределить на всю цепочку от разведки (добычи) + транспортировка + переработка + реализация. То есть каждый в своем звене закладывает прибыль, чтобы не уйти в минус. Ведь нужно на что-то развиваться. Это самая большая цифра она составляет примерно – 23,3%. Однако поймите что процесс очень длинный и иногда это разные предприятия, то есть общая прибыль делиться на части. Также есть и гиганты на рынке, например РОСНЕФТЬ, которая сама разрабатывает, транспортирует, перерабатывает и после продает бензин.

Налоги на бензин

Их мягко сказать немало, причем они отъедают «львиную долю» стоимости бензина, постараюсь перечислить по пунктам:

  • Налог на прибыль – (от стоимости бензина) – 4,8%
  • Акциз – 12%
  • НДС – налог на добавочную стоимость – 15,3%
  • НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых – 16,9%

Если подбить по общему процентному соотношению 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%.

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

НУ что ребята давайте подобьем общую стоимость:

  • Себестоимость – 9,5 + 1,2 + 6 + 11 = 27,7%
  • Прибыль – 23,3%
  • Налоги – 4,8 + 12 + 15,3 + 16,9 = 49%

Как видите, налоги доходят почти до 50 процентов от стоимости топлива. Таким образом, если взять среднюю цену АИ-92 в 33 рубля за литр. То получается:

  • 33 Х 27,7% = 9,141 рубля
  • 33 Х 23,3% = 7,689 рубля
  • 33 Х 49% = 16,17 рубля

Таким образом, без налогов 1 литр топлива стоит – 16,83 рубля!

А как у них, и у нас (я про США)?

Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

Бензин в США

Этому есть несколько объяснений:

Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.

Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!

Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.

Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (38 голосов, средний: 4,05 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии

  • 14.01.2019
    Антон
    Денис, я тоже все посчитал. Бензин АИ92 у нас в стране должен стоить не дороже 1.5 копейки за литр. Потребление бензина будет просто колосально-фантастическим! Отсюда прибыль,чёрная икра на столе в трёхлитровой банке, пополнение бюджета. Это же очевидно.
  • 19.11.2018
    Александр
    Минуточку. Давайте отделим себестоимость нефти от себестоимости бензина.Все эти прокачки, подъемы, разведка и т.д. пусть входят в цену нефти.Затем нефть как продукт поступает на НПЗ. Из нее производится топливо.Вопрос.Какова себестоимость бензина без транспортировки, прибыли и всех налогов?
  • 17.11.2018
    y.v.
    Зря со странами ЕС не сравнили... Там то доля налогов даже выше чем у нас, правда довольно часть налога фиксированная.
  • 13.11.2018
    ЕВГЕНИЙ
    У нас давно уже 10 ки лет нет нефтеразведки- компании сосут нефть из давно(еще с СССР)разведанных месторождений,и еще Государство как я слышал налогов собирает аж до 60 процентов.А как вы хотите -дармоедов по стране более половины населения, всевозможных чинуш от партий правительства,их надо кормить.
  • 30.10.2018
    Вадим
    А про саляру то забыли, это вообще побочный продукт, а продают его дороже бензина!
  • 31.07.2018
    Дмитрий
    себестоимость осталась прежней, цена выросла, получается был налог 49%, теперь вырос еще на 22%, это 71% чиновники получают со всей страны.... где деньги, Зин?
  • 14.07.2018
    Александр
    Да уж, - здорово "илитка" придумала. Только сливки снимает в безмерных количествах, а в СССР бензин был копеечным, что подтверждает не такую уж большую его себестоимость. Впрочем ничего уже не поделать - за экстремизм могут впаять.
  • 05.07.2018
    Евгений
    НПЗ - это не завод по производству бензина и солярки - это завод по глубокой переработке нефти - одна из задач и есть это пооизводство бензина солярки, мазута (процентов 20 - 40), остальное это производство пластмасс или сырья для производства пластмасс. Тот же ваучер из под пива, без нефти Вы не получите, Тот коврик в машине под ногами, да и многое прочее - без нефти не получите. Просто бензин он быстро расходуемый материал - соответственно быстро приносимый прибыль для продавца (частного), а не производителя. Сколько заправок частных, а сколько заправок непосредственно у производителя? Практически все заправки - это частные заправки - только работающие под "брендом той или иной компании" и НТС(независимый топливный союз), так тем компаниям розница не интересна, и это понятно. Далее делайте вывод.
  • 13.06.2018
    Georg
    На Лондонской бирже, кстати , в цену входит доставка, поэтому нечего пиздеть про транспортные.
  • 13.06.2018
    Georg
    Транспортные расходы....Знаеете теорию одного яйца? Когда повышают цены на бензин, допустим на один рубль, сразу вырастают цены на десяток яиц на один рубль.А что вы хотели ? Транспортные мол вырасли. Если посмотреть правде в глаза, то фура везет несколько сотен тысяч яиц, доля затрат на повышение топлива на одно яйцо ничтожна. Выходит фуры недогружены и везут всего одно яйцо.
  • 06.06.2018
    Денис
    Сергей, я тоже все посчитал. Бензин АИ92 должен стоить не дороже 20 копеек. Потребление бензина будет просто фантастическим! Отсюда прибыль и пополнение бюджета. Это же очевидно.
  • 06.06.2018
    виталий
    49 процентов-это немало.но прибыль-51 процентов-до фига.торговля нефтью и зерном,оружием самый прибыльный бизнес.зерновики отдают до 80 копеек с заработанного рубля.остается 20коп с продажи зерновых.может государство должно регулировать,сколько и по какой цене продавать на внутреннем рынке(типа госрезерв),и сколько за бугор продать.
  • 01.06.2018
    Сергей
    Александр, я тоже посчитал. Бензин АИ92 на АЗС должен стоить не дороже 2руб. за литр.(сейчас 41-42руб.) Потребление дешёвого бензина увеличится многократно! Отсюда прибыль и пополнение бюджета. Это же очевидно.
  • 31.05.2018
    Павел
    Американский галлон не 4,5 литра,а 3,7.
  • 29.05.2018
    Александр
    Я считаю бензин АИ92 на АЗС должен стоить не дороже 25руб. за литр.(сейчас 41-42руб.) Потребление дешёвого бензина увеличится многократно! Отсюда прибыль и пополнение бюджета. Это же очевидно.
  • 24.05.2018
    Александр
    А почему мы должны платить ихние налоги. Никто не задавал такой вопрос.тогда в стоимость молока и хлеба также нужно прибавить все налоги и проценты по кредитам. А то получается аграриям нельзя а нефтянникам можно. Это не экономика а анекдот.
  • 26.01.2018
    Анатолий
    производительность НПЗ в США в три раза выше, чем у нас (судя по инфе автора) т.е. если наши 33руб/3=11руб. В США бензин должен стоить 11 руб. за литр, а он стоит 40, это повод возмущаться американцам:)))
  • 27.12.2017
    Евгений Кротов
    И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.) Американский галлон 3,79л что значительно меньше британского 4,55л. Советую вам сделать перерасчет, который будет не в вашу пользу.
  • 25.12.2017
    2василий
    А где ты возьмешь недостающую сумму в бюджет? И на что тогда будешь строить больницы и школы? Будешь опять тогда ныть, что власть отвернулась от народа?
  • 19.12.2017
    Владимир
    Думаю, что реальная себестоимость ниже заявленной, так как в этой прибыли заинтересованы частные инвесторы и процент получения чистого продукта с 1 литра намного выше. Эти данные специально занижают, чтобы скрыть реальную прибыль, ведь проверить достоверность данных нет возможности. Если себестоимость производства топлива около 9 рублей, а с наценкой около 16 рублей, то и налоги государство должно брать от прибыли в 7 руб, то есть около 3,5 руб(!!!), а не от конечной цены для потребителя в 33 рубля. Эта цифра вообще не понятно откуда берется...с потолка.
  • 15.12.2017
    Борис Котов
    Александр, а если я тонну дам вам же денег вы купите мне тонну папе дам маме дам брату дам и того я имею 5 тонн, продам это все сарафанным радиом и куплю еще 15 тонн! Я думаю именно поэтому налоги берут с нас а не с них, да и им не сладко тоже думаю
  • 03.10.2017
    Василий
    а почему бы нам автомобилистам в знак протеста высоких цен на топливо взять всем миром и перекрыть дороги России, может быть тогда правительство повернётся лицом к народу, а то всё задом
  • 03.05.2017
    Александр
    Мне не понятно почему эти налоги оплачивает потребитель , у него ведь нет прибыли от покупки топлива.получили они свою прибыль 23% вот с неё и отсчитывать 50% налогов.
  • 24.02.2017
    Илья
    Хочу разочаровать автора: процент транспортировки намного выше. Месторождения в предуральском и предкавказском краевых прогибах пости исчерпаны, основная часть нефти идет именно из северных регионов западной сибири. Так как высота над уровнем моря там небольшая, то нефть надо поднимать, двигать вверх по нефтепроводу. На это тратится много электроэнергии. Метод прямой перегонки большими компаниями (а именно они составляют подавляющее большинство владельцев заправок) не используется вовсе. Его используют мелкие частники, в которых бензин стоит 31-29 рублей
  • 10.01.2017
    Алексей
    Интересно, а как Вы высчитали НДС?
  • 27.01.2016
    Файзула
    управителей на свалку истории