Как-то несколько лет назад прошла такая интересная информация по многим сайтам – что себестоимость производства LADA GRANTA всего 55 000 рублей. Конечно, тогда на момент выпуска модели цена на «новую», была не так велика, порядка 279 000 рублей (сейчас цены выросли из-за кризиса). Однако это в несколько раз выше, чем заявленная цена. Проговорился про эту цену один из руководителей АВТОВАЗ, однако позже она была опровергнута маркетологами этого концерна, дабы не вводить потребителя в замешательство. Но сколько же реально стоит производство нового автомобиля? И сколько мы реально переплачиваем? Постараюсь подумать сегодня в этой статье …

Себестоимость автомобиля


ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

  • Общие заблуждения
  • Небольшое расследование
  • Что еще добавляется к цене?
  • Продукт в массы или маркетологи
  • Переплата за бренд
  • Понравилось мне писать статьи — которые заставляют читателей задуматься, первая была про непроданные машины, обязательно почитайте. Сегодня про реальную стоимость, думаю, вас не разочарую.

    Если честно, то вам никто никогда не скажет стоимость нового автомобиля, это своеобразная коммерческая тайна. Причем она храниться под «семью замками»! И если кто-то публичный вам заявит что себестоимость копеечная, ее сразу же опровергнут – кому охота терять доход?

    Общие заблуждения

    Как реально оценивает потребитель автомобиль? Все просто — чем премиальнее и больше автомобиль, тем он дороже. Якобы на дорогие бренды уходит другой металл, на производство более качественный и практичный, так вот ребята — это по большому счету бред. Запчасти и материалы уходят на второй план, когда узнаешь реальную стоимость произведенного автомобиля. То есть, нет прямой привязки к деталям и месту где они произведены – к стоимости машины в целом. Конечно, различия между классами автопрома будут, ведь в бизнес нужно добавить кожу и дерево и премиум сегмент – микролифты и т.д. Но по сути все это не значительно.

    комплектующие

    Небольшое расследование

    Я долго изучал эту тему, читал многие бизнес журналы, а так как я технарь и когда-то разрабатывал станки и видел – из чего они делаются и как они продаются. Немного смыслю в этом. Если верить многим разоблачителям то себестоимость нового авто всего – 20% от стоимости! Просто вдумайтесь, например, стоит средний бизнес класс – около 1 500 000 руб., а его реальная себестоимость производства всего – 300 000! Представляете — какой «навар»?

    показатель цены

    Из чего складываются эти цифры?

    Не для кого уже не секрет что машина-комплект, а это и кузов, двигатель, трансмиссия и все зеркала и отделка стоят на уровне производства (не путать с розничной торговлей) – 10 – 15% от общей суммы. А вот чтобы это собрать, покрасить и т.д. Нужно еще 5 – 10% и это так называемый конвейер, да и применение роботов. То есть действительно, чтобы произвести машину нужно всего 20% от ее общей цены. И такой расклад работает уже очень давно, даже при плановой экономики в СССР, часть затрачивая на производство была всего около 28%, это конечно много — но также около трети общих затрат.

    Но как вещают многие СМИ, лидерами экономии являются японцы, с их роботизированными линиями, где присутствие человека снижается год от года, у них эта цифра приближается к – 17-18%.

    Так почему так дорого продают машины? Или совести совсем нет? Однако тут не все так просто, давайте копать дальше.

    Что еще добавляется к цене?

    Конечно, если у вас есть технологии, и сама модель автомобиля уже разработанная и с нужными параметрами – то вам повезло! Вы смело можете внедрять ее на производство и штамповать сотнями экземпляров – но такого не бывает! Модель нужно разработать нанять дизайнеров, технологов, инженеров все просчитать и выверить все параметры, скорости нагрузки и т.д. (технические изыскания). Усовершенствовать техническую базу – разработать новые двигатели, подвеску и трансмиссию, потому как если поставить старые, вас просто не поймут — модель не будет продаваться.

    тех.часть

    Также если модель страшная, кузов — салон не привлекателен, также не будет продаж. Знаете тут целая индустрия, на которую тратятся миллиарды долларов, так например – разработать полностью новую легковую модель, оценивают примерно в 0,5 – 1 миллиард долларов, внедорожник – 1,5, а вот грузовой авто – 2 – 3 миллиарда. Поэтому новинки не так часто сходят с конвейеров, зачастую производитель балует обманками.

    Это называется «FACELIFT» или по-русски подтяжка лица, когда одну и туже модель начинают украшать новыми опциями, например фарами, бамперами и т.д. Но внутри она та же самая, вроде обновление – покупатель разогрет – минимальные вложения в серию, продажи увеличены! Так что инженеры, дизайнеры, испытания, краш-тесты и прочее – стоят дорого.

    Если подбить по процентам, то это примерно – 15 – 20% от себестоимости. Это очень существенно – а теперь представьте — что эта машина продаваться не будет – может привести практически к банкротству производителя.

    Продукт в массы или маркетологи

    После того как автомобиль произведен испытан и т.д. прибавляем к себестоимости услуги «продвиженцев» или маркетологов. Ведь они реально двигатель прогресса, а уже после реклама, которую они заказывают и выдумывают.

    Мало того, чтобы ваш бренд был узнаваемым нужно открыть как можно больше дилерских салонов, сделать целую инфраструктуру, желательно по всему миру, со всеми вытекающими.

    дилерский центр

    Далее набираем персонал, обучаем его и т.д. Также не стоит забывать про светские «рауты» и спонсорство и т.д.

    ДА и сама реклама на телевидении, сайтах, интернете стоит ой как не дешево! Так например одна минута на центральном канале стоит для производителя около – 1 миллиона долларов!

    Если подвести итог, то маркетинг съедает еще – 20% от себестоимости.

    Переплата за бренд

    Знаете стоимость бренда это очень интересная составляющая, ведь чем он круче, тем больше продукции он реализует. Поэтому на бренды работают целые команды, по нагону рейтинга в реальной жизни. Простыми словами сидим куча людей и «пиарят» этот продукт, например автомобиль или определенную модель.

    Хотя сейчас практически все производители начинают выравниваться, уже нет глобальных отрывов в технологиях, так и японцы и немцы и корейцы подтянулись и находятся примерно в одних статистических погрешностях.

    Однако как я уже писал выше, чем круче вас распиарили – тем больше вас покупают, ничего личного только бизнес. Лидером этого является компания TOYOTA, далее идет BMW, PORCHE, Mercedes и HONDA, это пятерка самых дорогих производителей. Однако в 10 – ке уже сейчас присутствуют такие бренды как KIA и Hyundai, которых еще 5 – 10 лет назад не было даже в рейтинге.

    Переплату в себестоимости за бренд подсчитать достаточно сложно! Ведь она зависит от многих факторов, например от количества проданных автомобилей. Чем больше продано – тем больше производитель заработал – снизил издержки, не тратился на разработку обновлений и т.д. Вот почему каждый производитель старается выработать те модели, которые будут всегда на слуху, и будут хорошо продаваться. Например у той же TOYOTA, это Corolla и Camry, их будут покупать только из-за названия, потому как раньше это были качественные авто, а вот сейчас …

    К сожалению многие из нас покупают вещи интуитивно, например взять те же IPHONE, телефон намного проигрывает по характеристикам многим ANDROID гаджетам, но его хватают интуитивно, потому что бренд – маркетологи, хорошо поработали, лапши вылито «тоннами на уши». И теперь можно гнуть за него цены и все-равно будут брать, не понимая ничего!

    Также и с авто, например — уже давно TOYOTA это не то качество, а комплектующие производятся международными компаниями и поставляются и на FORD, и на те же KIA и т.д. ТО есть идет глобализация, но человек берет TOYOTA и говорит что это бренд! В голове каша, в общем то это и есть стоимость бренда.

    И знаете, японские производители тут не в лидерах, как правило — пальму первенства всегда берут Немецкие авто, такие как AUDI, Mercedes – у них бренд в себестоимости может достигать до 50%, при их технологичности. А компания BMW по исследования международной компании «INTERDRAND», может получать до 60% от стоимости авто, только за свой логотип на капоте.

    В заключение хочется сказать про грузовой транспорт, тут нет никакой разницы с легковыми машинами, все дело только в более сложном производстве, технологиях и испытаниях – все остальное как под копирку.

    Небольшой расчет в цифрах.

    расчет себестоимости автомобиля

    Так что тут есть над чем подумать.

    Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.