Вопрос от читателя:

«Доброго времени суток, меня зовут Алина. Недавно сдала на права и сейчас познаю азы управления в городе – одна, а это не то чтобы ездить с инструктором. Водить нравится, также немного хочу поднатаскаться в технических знаниях об авто, в школе дали многое, но многое и не дали! Сергей у вас замечательный блок, яркий полезный информативный – пожелание запишите больше видео уроков вождения именно в городе, например как парковаться, как заезжать на бордюр и т.д. НОВИЧКАМ это просто необходимо! Но сегодня у меня такой вопрос – что такое колесная база и зачем она нужна в автомобиле? Какие функции она выполняет? Еще раз спасибо. Алина»

Спасибо, за такие теплые слова, про уроки думаю, но пока нет еще полной базы, как соберу вопросы —  сразу выложу скопом. А пока давайте поговорим о колесной базе …

Что такое колесная база автомобиля


ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

  • Изменяемый размер
  • Длинный вариант
  • Короткая колесная база
  • Зависимость «базы» и «колеи»
  • Немного о грузовиках
  • Начнем с определения.

    Колесная база автомобиля – это расстояние между центрами передней и задней оси.

    Условно говоря, что если найти центральную точку на переднем и заднем колесах (осях) и замерить у них расстояние, это и будет – колесная база.

    схема

    Многие машины делятся, на так называемые короткие и длинные базы, причем характеристики вождения, управления, проходимости будут кардинально отличаться.

    Некоторые начинающие водители, путают этот термин с клиренсом, но это не правильно.

    Этот параметр напрямую связан с размерами и габаритами машины, поэтому не редко привязывают класс авто к колесной базе. Чем крупнее экземпляр, тем больше расстояние между центральными точками колес. Небольшая табличка для понимания:

    Класс «A» — колесная база – от 1800 до 2380 мм

    «В» — от 2420 до 2500 мм

    «С» — от 2600 до 2700 мм

    «D» — от 2800 до 2850 мм

    «E» — от 2860 до 2950 мм

    Конечно это размеры примерные, всегда есть варианты кузовов, которые будут чуть больше или чуть меньше. Например, если брать рамные внедорожники, то у них база может быть и по 3,5 – 4  метра, так называемые «БИГФУТЫ». Конечно — это штучный товар, они не идут в широкое применение.

    Изменяемый размер

    Хочется отдельно отметить изменяемый параметр колесной базы. Она может зависеть от устройства подвески. В 70-е года прошлого века, была очень популярна подвеска на продольных рычагах, как правило ее ставили сзади, задние колеса могли смещаться в горизонтальной плоскости, тем самым меняя геометрию колесной базы автомобиля. Такие варианты строения подвесок есть и по сей день и в основном применяются на коммерческом транспорте.

    продольные рычаги

    Еще один интересный аспект, это неравномерная база. ТО есть справа и слева показатели от центров колес отличаются, причем существенно.  Например, на «РЕНО 16» который закончили выпускать в 80-е годы прошлого века, разница между сторонами была 6,4 см!

    Однако сейчас все стороны симметричны, различают короткие и длинные базы, так в чем же отличия и какую выбрать?

    Длинный вариант

    Как вы поняли, представительские машины оснащаются именно длинным вариантом базы. Это создает дополнительные преимущества для пассажиров. Например, в салоне задний ряд находится далеко, а поэтому можно хоть спать.

    длинная база

    У больших рамных внедорожников может разместиться три ряда сидений, что увеличивает вместимость, вместо обычных пять человек, помещается 7 – 8. Также ходовые характеристики улучшены в сторону комфорта – небольшие неровности, ямки, рельсы и т.д. ощущаются не так сильно! Эти машины более устойчивы на трассе, из-за хорошего распределения веса, также имеют улучшенный разгон. В повороты входят намного проще, у них уменьшены крены.

    Стоит отметить, что производители стараются выпускать такие машины с передним приводом – просто «тащить» кардан назад не так-то просто! Конструкция однозначно подорожает, также нужно будет перераспределять вес.

    Короткая колесная база

    Если говорить про соотношение машин в процентах, то машин с коротким типом базы намного больше, ведь это «A», «B» и «C» классы, так популярные сегодня.

    К плюсам этого варианта можно отнести: лучшую реакцию руля на действия водителя, уверенную управляемость в небольших улочках города.

    короткая база

    Проходимость намного выше, также эти авто не боятся высокого угла подъема.

    Такие машины намного легче вывести из заноса, при разгоне и высоких скоростях лучше слушаются руля.

    Идеальные примеры это маленькие городские кроссоверы, такие как NISSAN Juke или Opel Mokka, у них отличное сочетание колесной базы свесов, клиренса и габаритов самого автомобиля. Они могут быть полноприводными, что только увеличит реакции руля и проходимость на умеренном бездорожье, которое у нас может образоваться в любом дворе зимой.

    Например, тот же Nissan Teana «сядет пузом» там, где Juke легко пролезет.

    Минусы этого типа – это невысокая устойчивость на высоких скоростях, гонять на них (за 150 км/ч) —  нельзя!

    Зависимость «базы» и «колеи»

    Многие спорят — что же лучше, короткая или длинная база? Однако здесь все относительно, «проходимость» и «устойчивость» зависит от многих характеристик. От соотношения колеи, размеров, клиренса и расстояния между центрами колес. Нельзя просто взять один размер и сказать он лучше, а другой хуже!

    Производители уже давно бьются над этой проблемой, если расширять базу до «бесконечности», то о комфорте вождения можно позабыть, да и длинный кузов очень сложно сбалансировать! Такие машины при небольших перегрузках на скорости чаще будут уходить в заносы и т.д., да и водить их нужно уметь! Вспомните хотя бы лимузины на дорогах, попробуйте на нем «полихачить», или переехать ЖД рельсы.

    зависимость

    Поэтому сейчас существуют негласные стандарты соотношения – колесной базы и колеи. Эти показатели равны – 1,6 – 1,8.

    Если взять ту же Camry: 2775 делим на 1565 = 1,77 как видите все рассчитано!

    Именно такой параметр дает нам понимание правильного сочетания характеристик, а это значит и комфорт вождения, управляемость и безопасность.

    Немного о грузовиках

    Грузовые автомобили также делятся на короткое и длинное расстояние между осями. Но тут оно более ярко выражено.

    Так, например «тягачи», машины которые тянут за собой фуры (автопоезда), всегда имеют короткую базу, она позволяет им прекрасно маневрировать, а также иметь лучшую проходимость и распределение веса. Зачастую сзади устанавливают две оси, для того чтобы выдержать давление фуры!

    грузовики

    А вот самосвалы или грузовики, наоборот имеют растянутый размер. Все потому что им нужно держать кузов или фургон с грузом сверху. Да и нагрузку рассчитывают с условием загруженности  – вот почему эти машины так прыгают без груза, а нагруженные идут плавно.

    Но в целом у грузовых автомобилей, также сохраняется соотношение в 1,6 – 1,8, оно универсально, независимо от габаритов, клиренса, веса и класса авто.

    Вот и все, постарался открыть все аспекты, думаю — вам понравилось. Читайте наш АВТОБЛОГ.