Новые технологии шагают по миру, наверное, скоро старые свинцовые батареи совсем сойдут на нет, их заменят AGM или GEL аккумуляторы. Но так ли идеальны эти новинки? Ведь минусов у них также предостаточно, особенно у «гель» версии – из них самый основной это его зарядка. Если с зарядом AGM все более или менее понятно, то вот как дело обстоит с более продвинутым собратом. Сегодня решил написать статью – как заряжать гелевый аккумулятор, будет интересно читайте …

Как заряжать гелевый аккумулятор


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Знаю эта тема волнует многих автомобилистов, которые хотя уйти со свинцово-кислотных АКБ и поставить себе новые технологии под капот, повторюсь AGM или GEL, все же это не одно и тоже. Также хочется напомнить что гелевый аккумулятор от слова «ГЕЛЬ» а не гелий (ГАЗ), для понимания чтобы не путали, однако давайте вспомним строение.

Пару слов о строении

Не хочу сейчас размусоливать – давайте вспомним основные аспекты:

  • В таких АКБ также 6 изолированных банок (отсеков), как и в обычных кислотных. Каждая банка выдает около 2,1 Вольта, общее напряжение 12,6 – 12,7В
  • В строении пластин применяется очищенный свинец, поэтому сопротивление намного ниже, чем у обычных батарей. А это способствует быстрому заряду и разряду. Поэтому пусковые токи могут доходить до 1000 А*ч.
  • Вместо жидкого электролита, пластины запечатаны в специальный гель, он является удерживающим элементом для электролита, запечатывает его внутри, а также выступает диэлектриком, не дает пластинам с разными полюсами замкнуть. Еще одним положительный момент – гель на заводе заливают жидким, после он становится в виде жесткой массы, она обволакивает пластины и не тает им осыпаться – поэтому такие АКБ устойчивы к глубоким разрядам.
  • Батарею можно ставить хоть набок хоть вверх ногами (главное, не замкнуть клеммы) электролит не вытечет, внутри АКБ есть своя атмосфера (она запечатана), корпус разрушать не желательно. По этой же причины выкипание электролита не возможно!
  • Не так сильно боится холода, конечно у него есть нижняя граница, но она в пределах – 50 градусов, что в средней полосе встретить сложно.

установлен в штатное место

В общем, просто чудо аккумулятор, выдает большие токи, не разряжается в мороз, доливать электролит не нужно и т.д. Но в чем его «Ахиллесова пята» где слабые места?

Как нужно заряжать

Минусы кроются уже в стоимости – стоит в 3 – 4 раза дороже, чем стандартный аккумулятор. Но это не единственный и не такой страшный негативный момент. Можно закрыть глаза на цену и пользоваться такой батареей, ведь у него срок службы (при правильной эксплуатации) минимум в 3 – 4 раза больше.

заряд

Самый большой негативный момент – это зарядка гелевого аккумулятора! Он очень требователен к напряжению, которое на него идет, ведь если превысить допустимый порог его попросту за считанные часы можно убить. Но для начала …

Сила тока. Ток тут как на любом другом АКБ, то есть должен колебаться в пределах от 10 до 30%. Если вам нужно правильно зарядить и не навредить батареи то ставьте 10% от емкости. Например, от 60 Ам*ч – это 6А. если нужно подзарядить но срочно – то до 30%, а это 18A, от нашего примера. Тут кабы все понятно. Но вот напряжение, тут то что?

Напряжение. Тут все более сложно, гелевый вариант не терпит даже малейших превышений напряжения. Нормальным считается – 14,5 – 15,0Вольта. Если вы превышаете заряд даже на десятые доли Вольта, внутри запускаются процессы разрушения, которые его попросту выведут из строя, причем очень быстро.

Как влияет повышенное напряжение?

Очень просто – мы с вами знаем, что внутри находится – ГЕЛЬ, это упругое, но твердое вещество, чем-то похоже на резину (только белого цвета). При нормальных температурах, и нормальных показателях заряда, этот гель находится в одинаковом состоянии. Но вот только вы превышаете порог, скажем подаете – 15,5 – 16,0Вольта, то гель начинает плавится – тает как масло и чем дольше вы его перезаряжаете, тем больше его разрушится.

зарядное устройство

Это приведет:

  • К снижению емкости, гелевая масса после того как расплавится не восстанавливается, то есть она не затвердевает обратно.
  • Если совсем расплавить гель, то возможно перемкнут платины, ведь он еще и диэлектрик.

Вот и все после этого, можно выкидывать ваш чудо АКБ! Вот так вот просто его вывести из строя. Справедливости ради – стоит отметить что при низких температурах происходит почти тоже самое, гель замерзает становится — хрупким и ломким, поэтому крайне низкие температуры, за – 50 градусов Цельсия, также не желательны.

Режим сохранения заряда

Есть еще одна особенность – а именно заряжать для сохранения заряда. На многих гелевых аккумуляторах он называется – Standby USE (ожидающий использования). Так как аккумулятор может храниться годами без подзарядки, его изредка нужно подзаряжать. Как пишут производители – достаточно раз в год. Так вот заряжать нужно специальным напряжением – от 13,5 до 13,8Вольта.

режим сохранения

При таком режиме – аккумулятор без ущерба для себя наберет энергию и вы можете еще на долгое время оставить его на «сохранение».

Так можно ли применять в авто или нет?

После такого повисает справедливый вопрос – а можно ли, и самое главное стоит ли применять для запуска двигателя автомобиля? Знаете ребята, вопрос не однозначный – с одной стороны высокие токи запуска, быстрая зарядка, нет испарения электролита одни плюсы. НО – вам нужно постоянно следить за реле-регулятора генератора (устройство которое регулирует напряжение и не дает перезаряда АКБ) – если оно выйдет из строя, гелевый АКБ буквально за день угробите. Если на иномарках еще более-менее такие реле (хотя всякое бывает), то вот на наших ВАЗ, особенно на классическом приводе они очень часто выходят из строя. ДА и ставить гелевый аккумулятор на классику – нужно суметь, зачастую батарея будет стоять половину от стоимости авто.

Если уж очень «хочется, но колется» — как говорится в народе. Стоит посмотреть на специальные клеммы, знаете есть такие в которых установлены свои реле-регулятора, то есть получается двойная защита, на генераторе и на самой клемме (если один выйдет из строя, спасет второй). Правда стоят такие клеммы, очень не дешево, да и найти их сложно.

клеммы для гелевого аккумулятора

ИТОГ

Что остается в итоге, а именно – как заряжать гелевый аккумулятор:

  • Если процесс происходит дома, тогда точным напряжением не выше 15Вольт (а лучше 14,4В), током от 10 до 30% от емкости.

  • Если в машине, то стандартного генератора будет «за глаза», главное чтобы реле, не пустило перезаряд иначе быстрый выход и строя, купите клеммы с реле-регулятором (как дополнительную защиту).

Сейчас небольшое видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.