Блог про автомобили и все что с ними связано.

Удаление катализатора. Плюсы и минусы, расход, прошивка – раскрываем все секреты

Зачастую ко мне на блог (да и на канал), приходит очень много вопросов касательно катализатора, а у некоторых читателей в голове есть еще много заблуждений. Одно из них (для примера) — что если удалить эту часть глушителя, то для автомобиля это ОЧЕНЬ плохо, он буквально встанет и откажется ехать! Я решил ответить на все вопросы сразу, поэтому сегодня будем говорить: — стоит ли его удалять или не стоит (какие есть плюсы и минусы такой манипуляции), какой будет расход после вырезания, нужно ли прошивать ЭБУ (и чем это грозит), ну и пару слов про «обманку». В общем будет интересно, как обычно видео версия в конце …

Удаление катализатора


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

В самом начале хочется сказать — что этот узел НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ВАЖНЫМ для автомобиля, да в меня сейчас полетят «куча камней», мол — что ты такое говоришь, а как же ЭКОЛОГИЯ? Но если откинуть все восклицания «зеленых», то  автомобиль без катализатора – будет работать ЛУЧШЕ, РАСХОД будет ниже, ну и немного вырастит МОЩНОСТЬ.

Для чего нужен катализатор

У меня уже есть статья — что это такое, повторять я ее не буду. Вам нужно понять, что катализатор (а по научному каталитический нейтрализатор), нужен только для того, чтобы очистить выхлоп автомобиля от вредных выбросов и сделать их менее вредными.

Простыми словами он очищает вредные газы (причем раскаляясь почти «докрасна») и из вредных CO, CH и прочих соединений выходят «почти» безобидные CO2 и N2, O2. Таким образом, мы хоть немного сохраняем окружающую среду.

катализатор

Устроен он достаточно просто – это утолщенная труба, которая внутри имеет как бы соты, только длинные и полые. Сделаны они обычно из керамических элементов с напылением благородных металлов (обычно используют металлы платиновой группы — иридий, родий, паладий).

драгоценные металлы

Именно из-за этого стоит он мягко сказать — не мало, от 30 до 150 000 рублей, все зависит от класса автомобиля и его объема.

Чтобы газы из токсичных превратились в менее вредные — температура катализатора должна быть около 750 градусов Цельсия, иначе химическая реакция происходить не будет. Газы которые выходят из двигателя автомобиля имеют температуру примерно 500 – 550 градусов Цельсия (что недостаточно), когда они проходят через катализатор происходит химическая реакция с выделением тепла, таким образом, разогрев как раз такой который нужен (750 – 900 градусов).

Выбил катализатор, это плохо для машины?

Как я писал сверху это просто система экологии, и если ее не будет, то машина наоборот улучшит свои характеристики (мощность, расход). Если сказать просто, то двигателю все равно до этого нейтрализатора, есть он или его нет.

Но почему же на многих машинах, если этот узел вышел из строя (скажем, оплавился, забился или посыпался), начинает гореть CHECK ENGINE и авто начинает вести себя не нормально, пропадает тяга, иногда немного троит, да банально вообще может не запуститься.

катализатор посыпался

И тут друзья все просто. Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Мотор душит сам себя.

Если оплавления нет, но загорелся «ЧЕК» то возможно, от большого пробега он просто износился. В современных машинах есть так называемые датчики кислорода (лямбда зонты), один стоит перед катализатором, другой после и улавливает наличие вредных соединений, если их процент вырос — то вторая (или еще называют нижняя «лямбда») подает сигнал, что нейтрализатор не работает (либо делает свою работу не так как нужно) И ЕГО НУЖНО ЗАМЕНИТЬ. Кстати некоторые машины могут даже не запуститься (дань экологии).

Таким образом — выбивая или удаляя его, вы просто освобождаете выпускной тракт автомобиля от препятствия в виде фильтра и понижаете его экологическую норму. НО ЕЩЕ РАЗ — ЭТО НИКАК НЕ СКАЗЫВАЕТСЯ НА РЕСУРСЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА!

выбил катализатор

НО чтобы ваш автомобиль нормально ездил вам нужно «прошиться» под пониженный экологический класс (обычно это ЕВРО2) или поставить обманку. Иначе программа в ЭБУ не даст вам нормально ездить.

Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?

Как я написал сверху — второй датчик кислорода (нижняя лямбда) контролирует вредные выбросы. Их количество сейчас жестко регламентируется Европейскими стандартами, которые получили название «ЕВРО», я сейчас не буду рассказывать о ЕВРО «0-1» нас интересует именно второе поколение.

Итак, что такое ЕВРО2. Ввели его давно, а именно в 1996 году. НА тот момент машины получили инновационную систему, а именно катализатор. Как мы все с вами знаем, со временем он может забиваться, да и топливо тогда было не такое как сейчас, в нем было много серы, что способствовало забиванию сот намного быстрее, и как мы с вами знаем, машина начинала душить сама себя. Тогда инженеры установили датчик кислорода, он был всего один, и нужен был для улавливания CO2 в камере перед каталитическим нейтрализатором.

ЕВРО 2

Если уровень CO2 повышался, это косвенно говорило о том — что катализатор забился (то есть проявляется эффект противодавления) датчик посылал эту информацию в ЭБУ и происходила корректировка зажигания, а именно уменьшение подачи топливной смеси. Таким образом, мощность намного падала, машина не ехала и владелец «волей-неволей» должен был ехать на СТО и менять эту запчасть.

Загорается Check

НО как мы с вами знаем ценник, мягко говоря — ВЫСОКИЙ, поэтому многие владельцы просто удаляли эти соты и МОЩНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЛАСЬ!

НО как? ДА все просто, уровень CO2 в камере перед нейтрализатором намного падал, датчик кислорода это фиксировал (что все в порядке) и машина ехала бодро и не принужденно. Устраивало это всех, НО ТОЛЬКО НЕ ЭКОЛОГОВ! Поэтому они ввели стандарт ЕВРО3 (сейчас уже существует стандарт ЕВРО5). Что изменилось, да просто появился второй датчик кислорода (нижняя лямбда) за катализатором. Принцип работы здесь такой — первая лямбда (перед фильтром) фиксирует уровень вредных веществ, вторая (после него) должна зафиксировать уровень намного меньший, потому как вредные вещества разложились.

ЕВРО 3

Если вы удаляете соты катализатора, то оба датчика будут фиксировать одинаковые значения («второй» подает информацию в ЭБУ), таким образом — будет гореть CHECK ENGINE, мощность упадет, машина не едет. Теперь это не решает проблему.

Что делается прошивкой под ЕВРО2? Меняется прошивка в ЭБУ, вместо норм ЕВРО3,4, ставятся нормы ЕВРО2. Суть всех этих действий банальна — просто отключаем вторую нижнюю лямбду (остается только одна верхняя), машина начинает ездить как положено, без занижения мощности.

лямба зонт (датчик кислорода)

Но такие вмешательства в прошивку не совсем хорошо. Все дело в том, что выпускают их не сами производители, а «народные умельцы», ладно что просто отключается вторая «лямбда», то есть просто корректировка показаний. А может быть этот программист захочет заложить какие-то не понятные алгоритмы в ЭБУ, мотор от этого точно не выиграет. Тут нужно быть очень осторожным.

Поэтому нашли второй выход, и как я считаю, он более правильный – установка обманки. Что такое обманка – по сути это «проставка» перед вторым датчиком кислорода, она как бы отодвигает его на большее расстояние от выхлопных газов, он фиксирует больше кислорода и начинает работать нормально.

Сейчас есть несколько вариантов обманок:

  • Пустая. Это просто трубка с очень тоненьким отверстием на конце (та часть, которая вкручивается в глушитель), с другой стороны вкручивается датчик кислорода. Через нее проходит ограниченное количество вредных веществ из выхлопа, нет превышений и поэтому CHECK не горит.
  • С мини-катализатором внутри. То есть прямо в «проставке» находятся как бы мини соты, которые также очищают выхлоп именно для фиксирования нормальных значений.
  • Угловые. Это оба описанных сверху вида, только они делаются углом под 90 градусов, нужны для сложных мест.

Обманки

Плюсами обманки, является то — что не нужно лезть в ЭБУ и менять стандартную прошивку, а также цена (выбил соты, накрутил обманку и все, можно уложиться в 3000 – 5000 рублей).

Расход топлива

После того как вы удалили этот фильтр, многих мучает вопрос о расходе топлива – вырастит он или нет? Конечно же — он упадет (так считаю я), кто бы что не говорил. Давайте думать логически — если есть этот фильтрующий элемент он представляет из себя препятствие, которое нужно преодолеть отработанным газам, а соответственно двигатель будет тратить больше усилий чтобы их протолкнуть (расход немного увеличивается). Если этого элемента – НЕТ, то и «отработка» будет проходить намного легче – топливо экономится.

День 5, окончательный расход топлива

Конечно, не стоит ожидать какой-то глобальной экономии, обычно это около 3% (максимум), но стоит отметить — что расход немного упадет.

Плюсы и минусы удаления

Я подготовил небольшую табличку с плюсами и минусами что будет, если удалить катализатор

МИНУСЫ ПЛЮСЫ
Увеличение вредных веществ в выхлопе, снижение экологической составляющей Не нужно покупать новый катализатор, ведь он стоит очень даже недешево
Запах выхлопа, становится намного токсичнее, иногда этот выхлоп проникает в машину (неприятно пахнет) Небольшое увеличение мощности (реально небольшое в уровень погрешности, около 3%)
Звук выхлопа. После выбивания сот катализатора, желательно ставить пламегаситель иначе будет звенящий звук от пустой «банки» (особенно на высоких оборотах) Можно установить вместо пустой банки паук 4-2-1 или 4-1, плюс еще к мощности (что говорится на «ровном месте»)
Нужно ставить либо обманку, либо новую прошивку под ЕВРО2 Снижение расхода топлива (также около 3%)
Увеличение ресурса силового агрегата, ведь керамическая пыль может попасть в камеры сгорания и преждевременно износить его

Как видите плюсов немного больше, самый существенный это цена всей этой переделки (удалить будет стоять в разы, если не десятки раз — дешевле).

Сейчас видео версия, смотрим.

В заключении хочется сказать убирать катализатор – СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО именно с точки зрения ЭКОЛОГИИ. Ведь наша планета и так загрязнена, а таким образом вы делаете ее еще грязнее!

НА этом заканчиваю, думаю, этот материал поможет сделать вам правильный выбор. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (35 голосов, средний: 4,49 из 5)

Добавить комментарий

Комментарии

  • 20.06.2019
    Вячеслав
    Мазда 626 98 года,газ. Выбил чортов катализатор увеличил зазор выпускных клапанов,двигатель 2 литра, 400000 км, пробега еще не ремонтировался. 100 км за 6 секунд на газу.
  • 12.06.2019
    Александр
    хорошо очень подробное видео понятно даже для дилетанта.
  • 17.05.2019
    Вадим
    Здравствуйте скажите, а вы обучаете?
  • 18.03.2019
    Алексей
    Ребята привет. У меня Вектра C , после удаления катализатора и установки механической обманки расход по городу увеличился на 3 литра. Чек не горит, при подключении компьютера к эбу ошибки нет.До удаления катализатора расход 9.5л. после удаления 12.9л. И со всеми с кем общался кто удалил катализатор у всех вырос расход топлива.
  • 03.03.2019
    Александр
    Прочитал и задумался, а стоит ли уберать катализатор? Судя по увиденному и прочитанному сделал вывод что нужно попробовать убрать а потом смотреть что из этого выйдет только вот с обманкой что-то нужно будет думать и где можно будет сделать, я про сервис.
  • 02.03.2019
    Виталий
    Здравствуйте!У меня Ларгус 2014г.в.Загорелся чек,2 лямбдазонд неисправен. поменял и снял ошибку.Через некоторое время опять чек неисправность цепи подогрева датчика кислорода 2. Съездил на СТО, сказали, что надо прошить на Евро 2, но потом спросили, какой расход, я ответил 9.6 на 100. Они говорят, это нормально. Если поставить обманку и снять ошибку, чек гореть не будет? У Вас есть обманки на Ларгус? Насчет ката и пламегасителя: пламегасители у Вас тоже есть? Пробег 100 000
  • 13.02.2019
    Валерий
    А где можно купить обманку с катализатором?
  • 13.02.2019
    Михаил
    Никакой экологией тут не пахнет, товарищи. Это "зеленые" так бабло зарабатывают и оправдывают свое существование. Все эти системы, как вы поняли, очень сильно снижают ресурс агрегатов. Соответственно, надо делать больше двигателей, а также в целом и автомобилей соответственно. Киньте в меня камень, если производить автомобили - очень экологично. из-за этого всего экологии наносится в итоге больший вред, чем от менее чистого выхлопа. А вы знаете сколько гадости выбрасывает одно крупное судно? Как один большой город, не меньше. А сколько этих судов в мире? То то же. Так что все это мировой заговор автопроизводителей. А "эколохи" - им в помощь.
  • 31.01.2019
    Александр
    Что б автор не придумывал, а при удалении катализатора расход сильно увеличивается после 100 км/час, двигатель работает в аварийном режиме, в следствие чего увеличение мощности никак не ощущается. Обманка работает только на исправных датчиках и то не на всех машинах. Анвар, обманка накручивается только на второй датчик.
  • 30.01.2019
    Умит
    Спасибо большое очень помогли!!!
  • 09.01.2019
    Заур
    Раз после удаления катализатора расход топлива уменьшается, разве тем самым не уменьшаетсявыброс вредных газов?! Тем более, если мощность увеличивается, меньше будут "крутить" мотор, т.е. опять же выброс уменьшится
  • 24.12.2018
    Валера
    Всем привет насчёт удаления катализатора можно просто добавить обводную трубу в диаметре 30 нержавейку первая врезка перед катализатором и лямбдой вторая врезка после катализатора и лямбды если она стоит потом и сопротивление забитого катализатора проподет и покозатели в норме
  • 21.11.2018
    Александр
    Куплю ваш катализатор керамический железный сажевый все по анализу расчеты все по курсу биржи дорого
  • 25.10.2018
    Дмитрий
    Добрый день! Где находится ваш автосервис ? По чему так сложно найти эту информацию ?
  • 14.10.2018
    Анвар
    Поставил обманку на первый датчик , все равно гонит чек , если поставить и на вторую ошибка исчезнет ?
  • 10.09.2018
    Юрий
    Ребят ставьте обманки ,те кто на евро 2 не прошивался,у одного проблемы из-за смеси(любо переобогащена или переобедненная) а другого только еще все впереди,как обрастет все нагаром бедет тоже глохнуть везде где попало.
  • 12.07.2018
    Славик
    Я убрал катализатор и 2 лямду, и поставил прошивку евро 2, но машина работает не так как раньше, едет хуже, подозреваю что это изза хренвой прошивки. Прошивку ставил далеко и не могу обратно туда проехать. Знакомые рассказали что вернуть старую прошивку сможет только тот мастер, который прошивал на евро 2. Вопрос 1 так ли это? И я не помню какая стояла до этого. Вопрос 2 какая прошивка стояла? Авто пежо 207 2007 года, АКПП, 1.6 Vti
  • 17.06.2018
    Вася
    Здравствуйте. Может кто с этим столкнулся. Вырезаны катализаторы, но машина глохнет когда стоишь на светофоре и не даёшь обороты. Лямды когда отключаешь через "стар" то всё нормально бывает,но расход увеличивается топлива! Обманки и пламягасители не стоят, что это может быть?
  • 02.06.2018
    Нjingma
    Leonid, вы действительно думаете что 2-5% которые решатся на эти процедуры изменят экологию в глобальном плане, против 10% которые подумают и не решатся и 10% которые вообще не будут заморачиваться внезапной потерей мощности?
  • 18.04.2018
    Роман
    Здравствуйте, ответьте пожалуйста на такой вопрос. У меня шевроле нива. Вместо ката заварил кусок толстостенной трубы. Эбу не перепрошивал на евро 2. Ошибка не горит. Машину как буд-то подменили. Она реально поехала. Где переключался на 4-ю на затяжном подъеме, спокойно еду на 5-й. Компьютер показывает снижение расхода примерно на полтора литра на сотню. Вот и думаю сейчас, нужно ли мне прошивать на евро 2 или нет? Обманки не ставил.
  • 05.04.2018
    Leonid
    Вот точно, как палка о двух концах. Выбил катализатор - убил экологию и задушил тех, кто сзади. Либо дать движку почетного возраста "кислородную подушку" для чуток лучшего дыхания, либо засрать еще больше и без того, дышащую на ладан, экологию. Хреново то, что живем мы одним днем и не думаем о других, хотя бы, о своих детях и внуках. Нет денег на покупку нового авто - будем гробить все вокруг. Как говориться, куда не кинь, всюду клин.
  • 17.02.2018
    Denis
    Увеличение расхода топлива — миф. Удаление никак на него не влияет. Замеры и опыт водителей это подтверждают.
  • 09.02.2018
    Alex
    скорее всего прошивка на евро 2 будет стоить дешевле, чем катализатор от жигулей. Да и произвоидтели стали делать кат-коллекторы - когда катализатор и выпускной коллектор - одно целое, что осложняет установку катализатора с другого авто.